
Оснащение автомобиля компьютерными системами позволило им осуществлять переключение передач. Упрощенно - в автомобиле и педалью сцепления, и рычагом селектора управляет невидимый виртуал. Такой “робот” не нуждается в ноге для педали и руке для рычага, все действия совершаются электромагнитными или гидравлическими исполнительными механизмами. Как правило, “роботизированные” КПП имеют секвентальный (это – их второе название, SMG), то есть последовательный механизм переключения - передачи перебираются по порядку, от первой до пятой и обратно. Электроника, оценив скорость, обороты двигателя, тяговый момент и другие факторы, принимает решение включить следующую передачу: гидромеханическое сцепление разъединяется, электромагнит (или та же гидравлика) передвигает вилку включения на нужную передачу, а все остальное - работа классической механики с ее шестеренками. Эта конструкция избавлена от основных недостатков классических «автоматов» - «задумчивости» и неэкономичности. Принцип работы роботизированной коробки заключается в следующем. Во время динамичного управления автомобилем задействуется одна передача. Когда обороты двигателя достигают точки включения следующей передачи, нужная передача выбирается заранее, но ее сцепление остается разомкнутым. Сервомеханизм переключения передач одновременно размыкает сцепление включенной передачи и замыкает другое сцепление. Переключение передач происходит под нагрузкой, и в результате обеспечивается непрерывный поток мощности. В автоматическом режиме водитель может включить режим Sport, в котором коробка передач значительно “придерживает” включение повышенной передачи, более часто включает пониженные передачи, а сам процесс переключения ускоряется. Переключение при помощи рычажков на рулевом колесе временно переводит коробку в ручной режим даже при работе в автоматических режимах Drive и Sport. Кроме высокого КПД и возможности передавать высокий крутящий момент, роботизированная коробка передач позволяет разгоняться либо мягко и осторожно, например на скользкой дороге, либо по-спортивному, утопив педаль газа в пол. Переключение передач осуществляется при помощи электроники - она рассчитывает предварительный выбор следующей передачи. Это означает, что между селектором и коробкой передач отсутствует механическая связь – сигнал на переключение передач формируется электроникой (принцип аналогичный реализованному при создании системы drive-by-wirе). Блок управления коробкой передач анализирует сигналы с двенадцати отдельных датчиков, и таким образом обеспечивается точное соответствие алгоритма работы коробки передач текущим дорожным условиям.
Плюсы “робота”:
• Очень быстрое переключение в течение 8 миллисекунд при нахождении трансмиссии в режиме ожидания.
• Практически нет потери мощности в связи с подключением сцепления вместо гидротрансформатора.
• Большая экономия топлива, чем при планетарных автотрансмиссиях и механических КПП.
• Оба сцепления могут отключаться при езде по наклонной плоскости, позволяя автомобилю катиться вниз.
Минусы:
• При переключении на передачу, которая не подхвачена, необходимо больше времени (около 400 миллисекунд, в зависимости от ситуации).
• Более дорогая в производстве, что отталкивает некоторых автопроизводителей.
• Имеет более тяжелый вес (75 кг), чем механическая КПП (47,5 кг).
• Сложность механизма увеличивает вероятность различных поломок.
В настоящее время DSG используется практически всеми мировыми автогигантами. BMW оснащает свои автомобили роботизированными (секвентальными) коробками передач второго поколения. Переключение производится не только с помощью селектора, расположенного на консоли между сиденьями, но и с помощью двух кнопок на рулевом колесе. Водитель может выбирать режим переключения коробки в “секвентальном” (S) или автоматизированном (А) алгоритмe управления. Баварские автопроизводители в числе первых применили 7-ступенчатую DSG типа SMG с функцией Drivelogic. Она идеально передает мощность двигателя через трансмиссию на задние колеса и позволяет выбирать передачи вручную, в качестве опции предлагается функция переключения передач с исключительно коротким временем переключения. Управление коробкой осуществляется либо с помощью рычага селектора, либо с помощью “лепестков” на руле. Как в ручном, так и в автоматизированном режиме прерывание потока мощности при смене ступени сведено к минимуму. Функция Drivelogic предоставляет в распоряжение водителя в общей сложности 11 вариантов переключений, с помощью которых он может индивидуально адаптировать характеристику смены ступеней к своему стилю вождения. Audi в 1985 году применила КПП с двумя сцеплениями для легендарного Audi Sport quattro Вальтера Рорля, на котором он одержал множество побед на различных соревнованиях. И затем концерн решил перенести спортивный «автомат» в «граждан¬ские» автомобили. Коробка передач DSG изготавливается на заводе в городе Касселе. Основой для новой разработки послужила трехвальная 6-ступенчатая механическая коробка передач с широким диапазоном передаточных чисел. Благодаря использованию двух соосных многодисковых сцеплений с оригинальной системой управления можно одновременно ввести в зацепление две передачи. В серийных моделях новая конструкция обеспечивает плавную и точную работу коробки передач и обладает максимальным ресурсом эксплуатации при повседневном использовании. Несмотря на компактные размеры, агрегат рассчитан на передачу крутящего момента до 350 Нм. Ингольштадтские инженеры устанавливают “роботы” на многих своих моделях – ТТ, A8, R8 и других. Volkswagen также предлагает автомобили с коробкой DSG, которой и планируется оснастить автомобили уже в базовой версии. Например, новый Passat R36, под капотом которого 3,6-литровый бензиновый мотор с непосредственным впрыском топлива мощностью 300 л.с. будет оснащаться роботизированной КПП DSG с двумя сцеплениями. Кроме седана намечается выпускать еще и аналогичную версию с кузовом “универсал”. Максимальная скорость у обоих автомобилей будет ограничена на 250 километрах в час. DSG также войдет в базовую комплектацию дизельных Golf Plus. К концу 2007 года Volkswagen обещает представить новую разработку коробки передач DSG. Рассчитанная на семь ступеней, она будет использовать двойное сухое сцепление в отличие от шестиступенчатой версии, где применялась масляная ванна. В новой коробке работает пара связанных фрикционных обшивок из органического материала, которые не нуждаются в охлаждении и позволяют добиваться лучшей управляемости автомобиля за счет меньшего усилия для переключения передач. Она будет впервые монтироваться в поперечном направлении. Длина в 369 мм и масса 79 кг позволят устанавливать ее даже на такие компактные модели, как Polo. Для покупателей автомобилей Mercedes проблемы с выбором нет. Они доверяют миссию переключения скорости “автоматам” и роботизированным КПП. Например, в SLK 350 “автомат” предлагает семь передач и три программы: С – комфортная езда, то есть бархатные ранние переключения, S – стандартная программа (на Mercedes этот режим всегда означает стандарт, а не спорт). M – режим ручной работы, в котором коробка фиксирует выбранную водителем передачу. В SLK 350 все же есть один бесспорный плюс в пользу «автомата». В динамическом рывке от 0 до 100 км/ч версия с «автоматом» разгоняется на 0,2 секунды быстрее машины “на ручке”! Вот что означают на деле семь передач! Что касается расхода топлива, то “автомат” традиционно «кушает» больше, и в данном случае мы имеем такие показатели: 12,2 л/100 км против 11,9. Как ни крути, выигрыш в экономии топлива минимальный, а динамика у «автомата» лучше. Здесь есть над чем подумать! В последние несколько лет роботизированные КПП активно устанавливаются различными производителями на новые модели автомобилей, однако отзывы об эксплуатационных характеристиках этих коробок весьма противоречивы. Что можно посоветовать потенциальному покупателю автомобиля с DSG (SMG). Во-первых, она специфична, и к управлению ею надо привыкнуть. Надо просто научиться на таком авто ездить, управляя “роботом”. Переход с одной передачи на другую при разгоне происходит так плавно и без потери тяги, что определить момент переключения крайне сложно. Поездка с такой коробкой напоминает езду с обычным “автоматом”. Обычная АКПП «проглатывает» часть мощности двигателя, а роботизированная - нет. В режиме “кик-даун” также прекрасная динамика. Опыт придет, возможно, не сразу. Но потом вам станет все абсолютно легко и удобно. И вы убедитесь, что это вполне безопасное и послушное устройство, которое требует некоторого привыкания. Зато как удобно вместо «механики»! А в сравнении с обычным «автоматом» - экономично. Если ехать так, как машина того хочет - то экономичнее, чем «механика». Тех, кто не особо любит переключать скорости, выжимая педалью сцепление, роботизированная коробка, предлагающая комфорт, сравнимый с традиционным “автоматом”, несомненно заинтересует. Шестиступенчатая коробка с очень легким переключением как альтернатива предлагает лучшую динамику и некоторую экономию топлива. Для многих покупателей это является решающими факторами.
Некоторые правила пользования АКПП, которые продлят жизнь вашему “автомату”:
При парковке под уклон прежде всего необходимо остановиться, поставив ногу на педаль тормоза, поставить автомобиль на ручной тормоз, перевести селектор в положение “Р”. Затем снять ногу с педали. При выезде с парковки под уклон все действия проводятся в обратном порядке - ножной тормоз - передача - снятие с ручного тормоза - движение.
Если после стоянки вы заводите автомобиль, сначала поставьте ногу на педаль тормоза, селектором включите необходимое направление движения (“D” или “R”), ощутите загрузку “автомата” и потом трогайтесь. В связи с тем, что в АКПП должно произойти зацепление шестерен (в течение 2-3 секунд), нельзя начинать движение сразу после выбора передачи