Ри́чард Александер Бёрнс (англ. Richard Alexander Burns; 17 января 1971, Рединг, Беркшир, Англия — 25 ноября 2005, Лондон) — знаменитый английский раллийный гонщик, чемпион мира по ралли 2001 год, вице-чемпион мира по ралли 1999 и 2000 годов. Ричард ушел из спорта в 2004 году, из-за госпитализации и лечения от рака. Не сумев победить болезнь, спортсмен умер в 2005 году.
В 2004 году под его именем вышел автосимулятор «Richard Burns Rally».

Самые ранние воспоминания Ричарда о четырех-колесной технике, когда его отец Алекс, позволил восьмилетнему Ричарду проехаться на старом Triumph2000 рядом с домом. Несмотря на то, что Ричард ничего не видел выше руля, ему понравилось и он начал приставать к отцу с просьбой, чтобы он позволил ему повторять эту игру почаще. Игра стала немного более серьезной, когда Ричард, в возрасте 11 лет, вступил в автомобильный клуб"17's", он стал водителем года этого клуба в 1984 году. Всего два года спустя его отец устроил ему поездку в Jan Churchill's Welsh Forest Rally School — раллийную школу возле города Ньютон, где Бернс водил раллийный Ford Escort в течение дня, и с этого момента он определился со своей карьерой, он решил стать профессиональным раллийным гонщиком. Ричарду было только 15лет.

В 1988 году он выступил на своем первом раллийном этапе на автомобиле Talbot Sunbeam. Автомобиль Ричарда был слабее остальных, и в 1989 году он был вынужден выступать на заимствованых авто для достижения лучших результатов. К 1989г. Ричард участвовал и был достаточно успешен в юношеском ралли и тогда же его приметил раллийный енеджер Дэвид Вилльямс, который в последствии стал другом и наставником Ричарда. С этого дня Дэвид стоял за большинством важных решений в продвижении в карьере Ричарда.
В следующем году Дэвид купил Ричарду Peugeot 205 и привел его в национальное первенство 205GTI, это был полигон для молодого таланта. Ричард воспользовался этой возможностью и регулярно побеждал там.Он получил свой первый вкус чемпионата мира по ралли, выступив на Ралли Великобритании этого же года. В 1991 году Бернс впервые познакомился с Робертом Рейдом, который стал его штурманом в течение следующих 12 лет.
С таким многообещающим пилотом, у Дэвида Вилльямса не было проблем попросить Ричарда заменить его в Группе N на Subaru Legacy, которую Дэвид планировал использовать для себя в Mintex National series. Когда Ричард пришел вторым в общем зачете, Дэвид оставил Ричарда выступать на этой машине оставшуюся часть чемпионата. Ричард должным образом оправдал ожидания, при поддержке Prodrive выиграл национальный чемпионат группы N.
Далее, Ричард присоединился к Subaru Rally Team — команде британского чемпионата по ралли, партнером его стал Алистер МакрРей. Он выиграл четыре раунда, и стал самым молодым победителем Британского Чемпионата в 1993г. Он занял седьмое место на заснеженном Ралли Великобритании этого года. На волне его успеха 1993 года, Бернс остался с Subaru на 1994 и 1995 сезон. Его лучшим результатом было третье место на Ралли Великобритании 1995 года, после Карлоса Сайнса, и чемпиона мира Колина МакРея.

В течении двух лет, пока он обучался, его редкие выступления в Мировом Чемпионате принесли Ричарду второе место в Азиатско-Тихоокеанском Первенстве. Эти результаты и неопределенность Ричарда относительно его будущего с Prodrive в итоге закончились тем, что он подписал контракт на выступления в выборочных этапах Чемпионата Мира с командой Mitsubishi Ralliart.

Именно в этом году Ричард выиграл второе место в Ралли Сафари. 1998год стал переломным для Ричарда, он начал выигрывать первые места вместе со своим партнером по команде Томми Мякиненом. В сезоне 1999 года Ричард Бёрнс присоединяется к Юхе Канккунену и Бруно Тири в составе заводской команды Subaru. В его руки попадает современнейшая Subaru Impreza WRC. Результатом упорной работы стало второе место в общем зачете чемпионата мира 1999 года. Ричард наслаждался успешным 1999годом в его первом полном сезоне с командой Subaru. Сила комбинации пилота и команды привела Ричарда к победам в Греции, Австралии и помогла обойти Дидье Ориоля дома в Великобритании, и в конечном счете привела на второе место в Мировом Чемпионате. Он был претендентом на титул в 2000 году, но авария на Ралли Финляндии стала непреодолимым препятствием на пути к титулу. Результатом сезона стало вновь "серебро".

Чемпионат мира 2001 года, начался неудачно для Бернса. Бернс одержал в течение сезона лишь одну победу на Ралли Новой Зеландии. Колин МакРей на Ford Focus WRC, Томми Мякинен на Mitsubishi Lancer вели ожесточенную борьбу и выиграли по три этапа каждый в первой половине сезона и Маркус Гронхольм на Peugeot 206 WRC который одержал три победы в конце сезона. Но на лицо и другая статистика МакРей — 5 сходов и 3 финиша вне очков, Мякинен — 6 сходов и 1 вне очков, Гронхольм — 8 сходов, Бёрнс — 6 подиумов и два четвертых места. Все решилось на домашнем для Ричарда Ралли Великобритании сход Мякинена и МакРея и "бронза" Бёрнса, итог — Чемпионский титул 2001 года у Ричарда Бёрнса.
Бернс присоединился Peugeot в сезоне 2002 года. Хотя Peugeot были амбициозной командой, Бернс с трудом поддерживал темп товарищей по команде — Маркуса Гронхольма и Жиля Паницци. Поэтому в конце сезона Бёрнс без борьбы передал свою "корону" чемпиона напарнику по команде Маркусу Гронхольму. В 2003 году .
Мрачная перспектива продолжения выступлений в тени товарищей по команде наталкивает Бёрнса на мысль вернутся в Subaru. Он подписывает с ними контракт на сезон 2004 года. Но в конце 2003 года Бёрнсу был поставлен страшный диагноз — астроцитома, тип злокачественной опухоли головного мозга. Бёрнс прошел курс лечения в течение 2004 года, перенес несколько операций в апреле 2005 года. Несмотря на то что врачи назвали их "успешными" было понятно что Ричард Бёрнс не вернется в большие гонки. В 2004 году под его именем вышел автосимулятор «Richard Burns Rally».


Ричард Бёрнс ушел из жизни 25 ноября 2005 года в возрасте 34 лет.
https://www.drive2.ru/b/309668/