ГРМ ( газораспределительный механизм ).
Все знают словосочетание «ремень ГРМ», и что его нужно менять раз в 50000 километров или типа того. Также всем известно, что если он порвется, двигатель заклинит. Давайте разберемся, почему.
Вкратце, ГРМ — система, которая обеспечивает впуск горючей смеси в цилиндры и выпуск отработавших газов после того как смесь сгорела. Для этого в крышке блока цилиндров для каждого цилиндра существуют отверстия, закрываемые клапанами.Обычно на впуск и на выпуск приходится по одному или по два клапана.Для того, чтобы клапан открылся, на него нужно надавить. Причем, надавить вовремя. Приближенно напомним, что такое «вовремя» для привычного четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Первый такт: впуск горючей смеси: нужно держать впускные клапаны открытыми, выпускные закрытыми, поршень с противоположной стороны цилиндра.
Второй такт: все клапаны закрыты, поршень сжимает смесь, смесь воспламеняется.
Третий такт: поршень идет назад, совершая полезную работу.
Четвертый такт: открываем выпускные клапаны, выпускаем продукты сгорания.
Естественно, что поршень никогда не должен встречаться с клапанами. Теперь нам несложно представить, что произойдет, если они все-таки встретятся.
Напомним также, что совершая полезную работу, цилиндры вращают коленвал, с которого далее крутящий момент передается трансмисиии. Но кроме привода трансмиссии коленвал посредством того самого ремня, о котором мы упоминали в начале, вращает и распределительный вал, который при помощи кулачков надавливает на клапаны, открывая и закрывая их. Соответственно, «программа» открытия и закрытия клапанов зависит от профиля кулачков. К слову, распредвалов может быть несколько. Например, в V-образном двигателе их четыре: по два на каждую группу цилиндров, один для клапанов впуска, другой — выпуска.
На рисунке 2 представлен газораспределительный механизм двигателя с верхним расположением клапанов, с верхним расположением распределительного вала с цепным приводом и с двумя клапанами на цилиндр. Он состоит из распределительного вала 14 с корпусом 13 подшипников, привода распределительного вала, рычагов 11 привода клапанов, опорных регулировочных болтов 18 клапанов 1 и 22, направляющих втулок 4, пружин 7 и 8 клапанов с деталям
Рисунок 2 – Газораспределительный механизм легкового автомобиля с цепным приводом и крепления.
1, 22 – клапаны; 2 – головка; 3 – стержень; 4, 20 – втулки; 5 – колпачок; 6 – шайбы; 7, 8, 17 – пружины; 9 – тарелка; 10 – сухарь; 11 – рычаг; 12 – фланец; 13 – корпус; 14 – распределительный вал; 15 – шейка; 16 – кулачок; 18 – болт; 19 – гайка; 21 – пластина; 23 – кольцо; 24, 27, 28 – звездочки; 25 – цепь; 26 – успокоитель; 29 – палец; 30 – башмак; 31 – натяжное устройство
