Автор Тема: немного матчасти (площадь контакта, просвет, клиренс)  (Прочитано 13805 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ser

  • PolyostrOFF
  • GT - Стажёр
  • *
  • Сообщений: 141
  • Репутация: +0/-0
И так, затронем для начала тему просвета, и чем же он отличается от клиренса. Многие мешают эти понятия (даже в энциклопедии). Посоветовался с мужиком, окончившим машиностроительный ВУЗ и получил , достойный внимания, ответ:
Клиренс - радиус окружности, вписанной между двумя точками опоры и самой низкой частью рамы (кузова) то есть фактор геометрической проходимости. Чем меньше радиус (клиренс), тем выше геометрическая проходимость.
пр дорожный просвет мы можем сказат обратное - чем выше просвет (надеюсь это пояснять не надо) - тем выше проходимость.

Ramil

  • Гость
Цитировать
то есть фактор геометрической проходимости

не хватает малость (красным на картинке)
 

Оффлайн ser

  • PolyostrOFF
  • GT - Стажёр
  • *
  • Сообщений: 141
  • Репутация: +0/-0
Теперь о площади пятна контакта, и собственно пневматиках.
Всем известно, что чем больше колесо, тем меньше необходимо в нём держать давление, для поддержания веса колеса.
Давече делал расчёт пневматика, и путём ненужных решений и вычислений (ходил вокруг да около) пришёл к очевидному: вес на оси колеса удерживается противодавлением проекции площади контакта помноженным на саму площадь.
Тогда площадь поверхности, контактирующей с дорогой равна S=F/p
То есть для авто типа эскудо коротыша (масса 1030кг у меня по паспорту, или 257 кг на колесо) F=mg=250кг*9.81м/с2=2452Н
р=1,8кг/см2=176 500 Па
отсюда S=2452/176500=0,01389м2=138,9 см2
 
Из изложенного видно, что при увеличении радиуса колеса, и его ширины увеличивается и площадь контакта. Следовательно для создания равноценной удерживающей силы необходимо гораздо меньшее давление.
PS
не сложно так же вывести зависимость дорожного просвета от давления внутри пневматика, Глубину колеи, оставляемой за машиной, при учёте оставления целостности грунта (в особенности слабых грунтов, ибо беречь надо природу) (полезно знать для расчета количества машин, идущих след в след).

Оффлайн ser

  • PolyostrOFF
  • GT - Стажёр
  • *
  • Сообщений: 141
  • Репутация: +0/-0
Цитата: ""Ramil""
Цитировать
то есть фактор геометрической проходимости

не хватает малость (красным на картинке)
 

 
ну ты уж совсем засадил машинку (по самые красные линии)
как же теперь машинка выбиратся будет ? (лебедку ведь не рисовали ;) )

Оффлайн PaWELL

  • PolyostrOFF
  • GT - Новичок
  • *
  • Сообщений: 28
  • Репутация: +0/-0
Мало что понял, но если не трудно - объясни какое будет пятно контаткт при размере шины (на эскудике) 33-14,5 R 15 ?

Оффлайн Aleksey Kamchatka

  • PolyostrOFF
  • Умею ездить боком!
  • *
  • Сообщений: 785
  • Репутация: +0/-0
Цитата: ""ser""
Цитата: ""Ramil""
Цитировать
то есть фактор геометрической проходимости

не хватает малость (красным на картинке)
 

 
ну ты уж совсем засадил машинку (по самые красные линии)
как же теперь машинка выбиратся будет ? (лебедку ведь не рисовали ;) )

на банных так вылетала :)

Оффлайн ser

  • PolyostrOFF
  • GT - Стажёр
  • *
  • Сообщений: 141
  • Репутация: +0/-0
PF-Павел, а какое давление у тебя в колёсиках и вес эскудика если можно. (коротыши тоже по разноу весят)

Оффлайн ser

  • PolyostrOFF
  • GT - Стажёр
  • *
  • Сообщений: 141
  • Репутация: +0/-0
для примера, сейчас стоят колёсики 35*12,5*15
вес наверно около 1150 кг (надо будет взвесится)
F=m (масса на ось колеса для упрощения = 1150/4=287,5)*g(ускорение свободного падеения = 9,81м/с2)=287,5*9,81=2820,4Н (ньютон)
давление p=0,8кг*С/см2=78450 Па (Паскаль)
S=F/p=2820.4/78450=0.03595 м2=359,5 см2
 
сдувать колёсики будем? ;)

Ramil

  • Гость
давай на примере пневматика бел-79
 

 
16.5-18 O 1040х420 http://www.litvina.com/tyre/index.html давление 0,2
 
к примеру эскуда на мостах 1300кг

Оффлайн ser

  • PolyostrOFF
  • GT - Стажёр
  • *
  • Сообщений: 141
  • Репутация: +0/-0
:)
F=mg=325кг*9.81м/с2=3188,25Н
р=0,2кг/см2=19 610 Па
отсюда S=3188,25/19 610=0,162582 м2=1625 см2
иначе говоря при ширине пятна (пневматик не тороидальный, допустим)
41 см длина пятна составит 39,6 см
 
на плотном снегу провалится нереально ;)

Оффлайн ser

  • PolyostrOFF
  • GT - Стажёр
  • *
  • Сообщений: 141
  • Репутация: +0/-0
кстати, надо будет рассмотреть влияние температуры на плотность снега и вообще больше с глексиологами пообщатся ;)
если дальше так пойдёт, то джиперские клубы будут самыми интеллектуальными, и перед походом помимо прогноза будут оценивать вероятность удачного отдыха, интегрировать факторы, влияющие на поездку и вообще брать в походы различное оборудование для снятия проб грунта, перед нырком в грязь.
 
чойто меня понесло :)

Оффлайн Aleksey Kamchatka

  • PolyostrOFF
  • Умею ездить боком!
  • *
  • Сообщений: 785
  • Репутация: +0/-0
пишите учебнки :) в практике не много по другому почему-то

Ramil

  • Гость
да но купить пневматик поставить на авто и только тогда понять что оно не едет и проваливается меньше всего бы хотелось

Оффлайн ser

  • PolyostrOFF
  • GT - Стажёр
  • *
  • Сообщений: 141
  • Репутация: +0/-0
Цитата: ""Aleksey Kamchatka""
пишите учебнки :) в практике не много по другому почему-то

а на практике как меряешь площадь контакта?
ставишь эскуду на стекло и снизу линейкой вымеряешь расхождение с расчётом???

Оффлайн Aleksey Kamchatka

  • PolyostrOFF
  • Умею ездить боком!
  • *
  • Сообщений: 785
  • Репутация: +0/-0
мне не надо на практике мерять площадь контакта :) на практике мне надо ехать :)
А так в целом респект и уважуха за расчеты и теоретические выкладки!