Инспектор vs водитель: как правильно действовать и разговаривать?Представим совершенно конкретную ситуацию. Вы неспешно двигаетесь по пустынной (или, напротив, оживленной) магистрали и замечаете характерную внешность: форменная одежда, лимонный жилет, полосатый жезл. Гаишник! Мысленно проверяете: документы – захватил, страховку – оформил, машину – вымыл… Все нормально! Но инспектор внезапно взмахивает палочкой (или рукой), требуя остановиться. Мысли путаются: что нарушил? что говорить? что делать? Расскажем подробно, пользуясь основным документом гаишников – «Административным регламентом».
Вопрос первый: а точно ли меня останавливают?Согласно п. 64 «Регламента», требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
Вопрос второй: останавливаться или нет?Иногда возникает логичная мысль: а где патрульная машина? Даже если таковая отсутствует, остановиться все-таки придется, потому как, согласно п. 40 «Регламента», контроль за дорожным движением может осуществляться:
- в пешем порядке;
- на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении;
- на стационарном посту дорожно-патрульной службы (контрольном посту милиции, контрольно-пропускном пункте).
Вопрос третий: выходить из машины или нет?А вот из машины выходить необязательно: если потребуется, покинуть автомобиль водителю предложит инспектор. Это делается (согласно п. 70 «Регламента») в случаях:
- необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
- наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
- когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Вопрос четвертый: как должен представиться инспектор?Но перед тем, как предложить покинуть автомобиль, согласно п. 20 «Регламента», инспектор должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения, и, согласно п. 67 «Регламента», изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого – разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Вопрос пятый: а настоящий ли инспектор?При остановке транспортного средства или пешехода, как сообщает п. 20 «Регламента», сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук. Гаишник неохотно показывает удостоверение? Думаете, что будет требовать взятку? Можно перестраховаться и воспользоваться видео- и звукозаписывающей аппаратурой, что разрешает п. 25 «Регламента».
Вопрос шестой: что делать, если требуется осмотр?Инспектор предлагает открыть багажник, чтобы осмотреть содержимое? Это называется осмотром – визуальным обследованием транспортного средства и перевозимого груза. Осмотр осуществляется с участием водителя или граждан, сопровождающих грузы, причем процессуальные документы о проведении осмотра не составляются. Чтобы осмотреть автомобиль, инспектор должен иметь одно из следующих оснований:
- ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий;
- необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз;
- наличие оснований полагать, что транспортное средство эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена.
Вопрос седьмой: как отличить осмотр от досмотра?Инспектор уверен, что водитель перевозит запрещенные предметы? Или водитель отказывается открыть багажник, чтобы провести осмотр? Тогда проводится досмотр – обследование транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых, причем инспектором (в соответствии со ст. 27.9 КоАП РФ) составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Вопрос восьмой: пытаются незаконно оштрафовать?И такое бывает: инспектор пытается «пришить» несуществующее нарушение. Тут главное – правильно подписать протокол. В графе «Объяснения лица» следует написать: «Не согласен. Требуется юридическая помощь». Если ни схемы, ни рисунки не составлялись, добавьте: «Схема не составлялась». В том случае, когда схема составлена в одном экземпляре, напишите: «Копия схемы не предоставлена». Ну, а на самом рисунке необходимо сделать отметку: «Не согласен». Причем несогласие логично объяснить тем, что схема выполнена без соблюдения масштаба и без измерения расстояний. Хотите привлечь свидетелей, а инспектор против? Тогда впишите: «Инспектор отказался вносить свидетелей в протокол. Объективных причин отказа не нахожу». И помните, что к протоколу можно приложить любые документы: составленную водителем схему, показания свидетелей, ходатайства и прочее, сделав соответствующую запись в протоколе.
Это, пожалуй, основные аспекты правового общения между водителем и инспектором. Хотите узнать больше? Есть вопрос к сотрудникам ГИБДД? Воспользуйтесь нашей рубрикой «Вопрос/Ответ»! А самые интересные и популярные вопросы читателей станут темами ближайших публикаций.
Иван Щербаков