
«Деловая Россия» подготовила для правительства отчет с опросом предпринимателей и анализом последствий повышения с 1 января 2011 г. налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Выводы экспертов, с которыми ознакомился «Маркер», неутешительны: темпы роста экономики замедлятся, налоговая дисциплина упадет, в результате бюджет и Пенсионный фонд РФ вместо дополнительных доходов могут получить одни убытки ― так же как и компании, задавленные дополнительным налоговым бременем. Отчет уже передан министру финансов Алексею Кудрину, а руководители «Деловой России» обещают сделать все возможное, чтобы запланированное повышение фискальной нагрузки было отменено. Но все же шансов на это мало.
От повышения пострадают самые бедные сектора экономики
Повышение налоговой нагрузкиОбщее повышение страховых тарифов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование составит 8% — с 26 до 34% на фонд оплаты труда запланировано с 1 января 2011 г. Таким образом правительство решило компенсировать дефицит пенсионной системы, который составит не менее 5% ВВП. Наибольший в процентном отношении рост взносов на обязательное государственное страхование будет в общественном секторе экономики (образование, здравоохранение, ЖКХ), а также в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности. То есть в тех сферах, в которых доля оплаты труда наибольшая. Эти же самые сектора считаются наиболее неблагополучными и пострадавшими от кризиса. При этом наименьший рост взносов на обязательное государственное страхование произойдет в добыче полезных ископаемых.
Однако, по расчетам «Деловой России», даже такое значительное повышение налогов позволит покрыть лишь 27% дефицита пенсионной системы,1,8% ВВП, из которых 1,35% ВВП придется на увеличение взносов на обязательное пенсионное страхование причем при самом благоприятном развитии ситуации, если всю налоговую нагрузку возьмет на себя работодатель. А на самом деле фискальный эффект от повышения страховых взносов будет существенно ниже.
Государство не получит тех денег, на которые рассчитывает
Из-за роста налоговой ставки возрастут расходы крупнейшего российского работодателя ― государственных и муниципальных образований и, соответственно, расходы консолидированного бюджета на них, которые составят не менее 0,4% ВВП.Заработная плата, выплачиваемая из федерального бюджета, составляет около 3% ВВП, заработная плата, выплачиваемая из консолидированного бюджета субъектов РФ, — 3,3% ВВП. Начисления на заработную плату при номинальной ставке взносов 26% (эффективный тариф 22%) составляют 1,3% ВВП. Увеличение эффективной ставки примерно на 30% приведет к росту расходов на оплату труда из бюджетов всех уровней на 0,4% ВВП В то же время поступления по налогу на прибыль из-за лишней налоговой нагрузки от коммерческих предприятий автоматически снизятся на 0,36% ВВП.
В итоге повышение взносов покроет лишь немногим более 14% дефицита пенсионной системы. Но это в случае, если налоговая дисциплина будет абсолютной, на что рассчитывать не приходится. Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в 2000 г. привело к масштабному выходу из тени зарплат. Налоги с этих денег, по оценке Института экономики переходного периода, составили не менее 1,5–2% ВВП. Конечно, сразу же после «обратной» реформы оперативно вернуть зарплаты обратно в конверты компании не смогут, однако уже в первые годы реформы бюджет потеряет не менее 0,5–0,7% ВВПпо расчетам «Деловой России» и опросам, которые провела эта организация из-за уклонения от уплаты зарплатных налогов. В результате итоговый фискальный эффект от предлагаемой меры будет крайне незначительным. Вполне возможно, даже отрицательным.
Рост экономики замедлится
Планируя повышение налогов, правительство не учитывало снижения экономического роста, которое почти всегда сопровождает повышение налогового бремени. Если в результате повышения взносов темпы роста ВВП замедлятся более чем на 1% в год, повышение взносов абсолютно бессмысленно с фискальной точки зрения: компании просто будут зарабатывать настолько меньше, что сумма налогов не увеличится по сравнению с нынешним уровнем. Если же рост ВВП замедлится еще сильнее, то повышение налога станет и вовсе убыточным для бюджета и Пенсионного фонда. На днях исследование «Деловой России» было передано министру финансов Алексею Кудрину, который обещал тщательно изучить представленные факты.по словам председателя «Деловой России» Бориса Титова Но шансы на то, что это исследование произведет на министра впечатление, малы.
http://www.marker.ru/news/834