Власть услышала сигналы автомобилистовТранспортный налог, ставку которого на прошлой неделе удвоили депутаты, вернется к своему привычному уровню.
Решение его увеличить будет пересмотрено и, скорее всего, отменено. Сейчас закон о его повышении, вызвавший массовое недовольство автомобилистов, находится в Совете Федерации, но сенаторы планируют вернуть его в Госдуму.
Вчера руководитель администрации президента Сергей Нарышкин сообщил, что депутатам рекомендовано не повышать ставку этого налога. "В последние дни и недели развернулась широкая, интенсивная дискуссия вокруг законопроекта, который вносит изменения в Налоговый кодекс в части транспортного налога", - заявил он. Против выступили граждане, автолюбители, профессиональные водители, общественные организации, перечислил Нарышкин. С учетом этого обстоятельства и поручения президента кремлевская администрация собралась на совещание, пригласив представителей федеральных органов исполнительной власти, лидеров фракции "Единая Россия" и членов Совета Федерации. "Признано нецелесообразным повышать ставку транспортного налога и рекомендовано законодателям пересмотреть решение и принять норму, исключающую повышение ставки транспортного налога", - рассказал Нарышкин.
И вчера же думские "единороссы" выразили надежду, что закон о повышении базовой ставки транспортного налога, принятый Госдумой, будет отклонен Советом Федерации. Такое в современной парламентской практике случается, пожалуй, впервые - чтобы депутаты, которые потратили много слов, убеждая коллег в необходимости и срочности принятия документа, и дружно проголосовали за него, вдруг сами захотели, чтобы плод их законотворческого труда был забракован. Объяснить это можно только злым колдовством - третье чтение законопроекта выпало на пятницу, 13-е число.
Впрочем, у спикера нижней палаты парламента Бориса Грызлова вчера нашлись вполне реальные, не связанные с мистикой, объяснения ситуации с транспортным налогом. Спикер заявил, что "Единая Россия" "внимательно следила за развитием этого законопроекта", анализировала отзывы на него, по большей части положительные, которые пришли из регионов. "Дело в том, что транспортный налог - это налог, который берется в субъектах Федерации, - уточнил Грызлов, - и у субъектов Федерации есть коридор применения той базовой ставки, которая устанавливается федеральным законом". Однако в некоторых регионах, по словам Грызлова, возникло недопонимание. "Ряд субъектов Федерации считает, что если базовая ставка повышается в два раза, надо автоматически увеличивать тот налог, который действовал на данный момент", - заметил Борис Грызлов. Поэтому "единороссы" решили, что "это разночтение надо снять". "Снять его можно только тем, чтобы вернуть базовую ставку к прежнему значению, расширив коридор, в рамках которого субъект Федерации может устанавливать транспортный налог именно для своего субъекта Федерации, - объяснял Грызлов дальнейшие действия. - Есть базовая ставка. И субъект может установить налог меньше базовой ставки или больше базовой ставки. Но это уже будет вопрос субъекта".
То есть основная идея "Единой России" - вернуться к прежней базовой ставке, ее устанавливают федеральные законодатели и они же за нее отвечают. За все остальные движения транспортного налога вверх или вниз будет отвечать региональная власть.
Реализовать эту идею возможно только по одной процедуре. "В Совете Федерации должно быть принято решение - его могут инициировать члены партии "Единая Россия", которые являются сенаторами, - о возврате законопроекта в Государственную Думу, где мы его поправим и уже примем в новой редакции, в которой базовая ставка будет возвращена к той, которая действовала на сегодняшний момент", - сказал Борис Грызлов, заметив, что такая идея родилась у "единороссов" после консультаций с рядом законодательных собраний субъектов Федерации и общественными организациями - Союзом пенсионеров, Всероссийским советом муниципальных образований, Союзом автомобилистов.
Между тем в законе, спешно проведенном через Госдуму, обнаружилась еще одна "серьезная ошибка принципиального характера", уже не связанная с транспортным налогом.
Член Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский ("Единая Россия") сообщил вчера журналистам, что согласно тексту принятого закона спиртосодержащие жидкости отнесены в группу льготного алкоголя, с меньшей ставкой акциза (158 рублей), - то есть в ту же группу, что и слабоалкогольные напитки". Как уточнил Звагельский, раньше эти жидкости неизменно находились в одном разделе с крепким алкоголем с содержанием спирта более 9% и ставкой акциза 210 рублей. "Хотелось бы верить, что эта ошибка носит чисто технический, а не заранее спланированный характер, - заметил Звагельский, напомнив, что "в ходе обсуждения законопроекта ни разу не упоминалось об изменении данной нормы, в пояснительной записке об этом также ничего не сказано". Между тем последствия "необъяснимой трансформации законодательства" (ну точно, мистика!), по словам депутата, могут проявиться самым негативным образом. "Данная льготная группа товаров облагается гораздо более низким налогом, чем крепкий алкоголь, в результате такие жидкости, как очистители, стеклоомыватели, одеколоны и т.д., станут более доступны для их "любителей". Кроме того, недобросовестные производители и продавцы получили новую лазейку для уклонения от уплаты налогов".
Вчера же председатель Совета Федерации Сергей Миронов подтвердил, что верхняя палата парламента намеревается отклонить закон. "Правильнее было бы повышать акцизы на бензин - тогда будет платить тот, кто ездит, а не повышать транспортный налог пенсионеру, который, может, раз в год выезжает из гаража", - сказал он. "Причем подчеркну, что закон отклонит именно Совет Федерации, - продолжил Миронов. - Потому что, когда услышал, что "Единая Россия" призывает отозвать этот закон, подумал, что в Госдуме у нее завелись какие-то двойники. Ведь именно "единороссы" яростно отстаивали этот закон, и все за него проголосовали". "Совет Федерации будет исправлять принципиальную ошибку Госдумы", - подытожил спикер. Главы комитетов и комиссий Совфеда собираются предложить нижней палате создать согласительную комиссию, на которой и доработать спорную инициативу.
Российская газета