Конструкция колесных дисков
1. Посадочный диаметр – диаметр кольцевой части обода, на которую опирается шина. Измеряется в дюймах.
2. Центральная ось вращения.
3. Посадочная ширина обода – расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин диска. Измеряется в дюймах.
4. Кольцевой выступ «хамп» (от англ. Hump) вдоль закраин диска, предназначен для надежной фиксации бортов бескамерных шин. Основное назначение – предотвратить соскакивание борта шины в повороте, в противном случае могла бы наступить разгерметизация и мгновенная потеря давления.
5. Ручей, предназначен для облегчения демонтажа шины.
6. Полка - посадочное место бортов шины.
7. Закраины - представляют собой боковые упоры для бортов шины. Существует несколько стандартных видов конструкции бортовых закраин диска, некоторые из них предназначены для крепления набивных балансировочных грузиков.
8. Диаметр центрального отверстия, измеряется со стороны плоскости крепления. Обозначается маркировкой DIA. Указывается в миллиметрах. Он должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля.
9. Диаметр плоскости прилегания диска к фланцу ступицы.
10. Диаметр окружности, проходящей через центры крепежных отверстий диска. Обозначается маркировкой PCD (Pitch Circle Diameter). Указывается в миллиметрах.
11. Плоскость крепления диска к ступице (привалочная плоскость).
12. Х-фактор (caliper clearence или brake clearance). Характеризует форму и глубину изгиба луча диска. Указывается в миллиметрах. Эта полость предназначена для того, чтобы избежать задевания за тормозной суппорт, расположенный на ступице.
13. Вылет диска - расстояние между продольной плоскостью симметрии диска (воображаемой линией, рассекающей диск пополам) и крепежной (привалочной) плоскостью. Обозначается маркировкой ЕТ. Указывается в миллиметрах. Если эти 2 плоскости совпадают, то ЕТ = 0, т.е. плоскость крепления к ступице находится точно на средней линии диска.
Маркировка колесных дисков В маркировке колесного диска закодирована информация, касающаяся его технических параметров, а также некоторые дополнительные сведения, не представляющие особого интереса для покупателей (номер плавки, клеймо контролирующего органа и т.п.). Рассмотрим стандартный вид маркировки диска, в которой отражены все необходимые технические данные.
Например, 6,5J X 15 H2 5 x 114,3 ET 38 DIA 67,1 ”название модели”
6,5 – посадочная ширина диска в дюймах. Существует стандартный ряд размеров с шагом 0,5 дюйма. Для каждой модели автомобиля производитель выдвигает жесткие требования, касающиеся ширины колесных дисков.
J – информация о конструктивных особенностях бортовых закраин (углы наклона, радиусы, закругления и т.п.). Бывают также обозначения JJ, JK, K или L.
X – данный знак между обозначением ширины и посадочного диаметра указывает на то, что диск неразъемный.
15 – посадочный диаметр диска в дюймах. Стандартный ряд размеров для легковых автомобилей и внедорожников идет с шагом в 1 дюйм (может обозначаться 13”, 14”, 15” и т.д.). Этот диаметр должен соответствовать внутреннему диаметру шины, которая устанавливается на диск.
H2 - код конструкции хампов. Существует несколько разновидностей хампов: простой хамп H, двойной H2, плоский FH (Flat Hump), ассиметричный AH (Asymmetric Hump), комбинированный CH (Combi Hump). Иногда обходятся и без хампов, на ободе делают специальную полку SL (Special Ledge), параметры которой выверены так, что шина надежно держится (ни за что, кроме закраины обода, не цепляясь).
5 – количество крепежных отверстий для болтов или гаек. Отверстия крепления располагаются на окружности определенного диаметра, с жестким позиционированным допуском, по отношению к центральному отверстию диска. Крепежные отверстия имеют стандартный диаметр (в зависимости от модели) и специальную выборку особой формы, для надежной фиксации при затягивании болтами или гайками.
Существует 3 разновидности крепления (формы выборки): - конусный тип крепления; - полусферический тип крепления; - крепление под гайку с плоской шайбой (небольшое цилиндрическое углубление).
114,3 – PCD, диаметр окружности, в миллиметрах, на которой расположены центры крепежных отверстий. Стандартный ряд наиболее распространенных диаметров PCD (по европейской и японской классификации) выглядит так: 98, 100, 108, 110, 112, 114.3, 120, 130, 139.7, 150. Для автомобилей американского рынка зачастую используются и другие размеры PCD.
Если, например, взять диск с 4-мя или 6-ю крепежными отверстиями, то расстояние между центрами противолежащих отверстий - это и есть PCD. Этот размер можно измерить линейкой или штангенциркулем. У дисков же, имеющих 3 или 5 крепежных отверстий не возможно замерить величину PCD. Для таких случаев пользуются следующей методикой: измеряют расстояние между центрами соседних отверстий и умножают на соответствующий коэффициент.

ET 38 – вылет диска в миллиметрах. Он также может быть обозначен на диске надписью OFFSET. Для разных дисков вылет может варьироваться в довольно больших пределах, однако важно соблюдать требования к вылету, которые предъявляются производителем для каждого автомобиля. В противном случае, из-за несоблюдения этого параметра, могут возникнуть различные неприятности (задевание шиной или диском элементов подвески, тормозных суппортов, крыльев, брызговиков и т.п.).
Вылет может быть положительным (большинство автомобилей), нулевым или отрицательным. Последний в основном встречается у внедорожников.

Чем больше величина ЕТ, тем глубже «садится» диск в колесную нишу. Чем меньше ЕТ, тем сильнее диск выпирает из колесной ниши наружу. Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость автомобиля, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц.
DIA 67,1 – диаметр центрального отверстия в миллиметрах. Каждый производитель автомобилей применяет свои собственные требования к диаметру DIA, отличающиеся от многих других. С помощью центрального отверстия, имеющего такой же размер, как ступица автомобиля, обеспечивается предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов или гаек. Окончательное центрирование осуществляется по коническим или полусферическим поверхностям в крепежных отверстиях диска болтами или гайками.
Многие производители легкосплавных дисков делают DIA увеличенного диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца (адаптеры). Это позволяет использовать диск на разных моделях автомобилей. Переходные кольца могут быть алюминиевыми, но чаще всего они пластмассовые. Дело в том, что при езде они не несут никакой нагрузки, а предназначены только для удобства установки диска на ступицу. Если переходные кольца отсутствуют, то ничего страшного в этом нет. В этом случае диск центрируют по PCD.