Автор Тема: Усилители мощности: назначение, типы, устройство, помощь в выборе, и т.д.  (Прочитано 2166 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн D-Soul

  • Модератор
  • Гуру GT
  • *****
  • Сообщений: 6118
  • Репутация: +31/-5
  • Пол: Мужской
  • HONDA - It's my love
  • Автомобиль: Soarer
  • ГосНомер: A464TT
В отличие от бытовой радиоаппаратуры для усилителей, используемых в автомобильной аудиотехнике, не существует единого стандарта по определению мощностных характеристик.

По этой причине при покупке следует внимательно ознакомиться с прилагаемой к усилителю инструкцией. Если условия измерений выходной мощности в документах не указываются, существует высокая вероятность того, что действительная мощность будет значительно ниже, чем заявлено производителем в фирменном "лейбле", нанесенном на корпус усилителя.

Мощностные параметры в car audio могут измеряться четырьмя методами. При определении пиковой мощности замеряют мгновенную мощность на пике выходного напряжения усилителя. Максимальную мощность определяют при напряжении питания 14.4 В, допуская нелинейные искажения звука до 10%. Мощность RMS, являющаяся, кстати, самой распространенной в автомобильной аудиотехнике характеристикой, замеряют при 14.4 В, и нелинейных искажениях сигнала 1%. Однако в обычных условиях на автомобиле с работающим двигателем напряжение питания не превышает 13.8 В, а о более-менее приемлемом качестве звучания можно говорить, когда нелинейные искажения не превышают 0.1%, и лишь замеренную в таких условиях мощность можно считать реальной.

Есть несколько косвенных признаков, позволяющих оценить действительные возможности усилителя. В частности, не помешает обратить внимание на встроенный предохранитель. Вряд ли можно ожидать от усилителя впечатляющей отдачи, если к нему прилагается предохранитель 5 А. По теории мощность представляет собой произведение силы тока на напряжение. Если аппарат рассчитан на потребление тока не более 5 А, то нетрудно вычислить, на что он способен при напряжении в сети 13,8 В.

Не следует забывать и о том, что часть мощности усилителя безвозвратно теряется, превращаясь в тепло. Это к тому, что размеры радиатора также позволяют оценить возможности усилителя. Чем усилитель мощнее, тем больше во время работы образуется тепла, для рассеивания которого требуется соответствующая площадь.

Основные характеристики автоусилителей


Мощность, Вт.
Как выяснить реальную мощность усилителя в сомнительных случаях?
Возьмем для примера: в цепи питания усилителя установлен предохранитель на 20 А, напряжение аккумулятора - 14 В, КПД усилителя возьмем 75%. Мощность усилителя не превысит: P = 20x14x0.75 = 210 Вт - для моноусилителя, для стереоусилителя получаем - 2x105 Вт.

Системы защиты усилителя и акустики
1. защита от короткого замыкания - схема защиты, срабатывающая в случае короткого замыкания в нагрузке, предотвращая выход из строя мощных выходных каскадов;
2. защита от перегрева - предотвращает перегрев выходных каскадов усилителя мощности;
3.защита постоянного тока на выходе - защита звуковых катушек акустических систем от выгорания в случае появления постоянного напряжения на выходе (в частности, в момент включения или выключения усилителя).

Мостовое включение усилителя
Данный режим включения позволяет получить четырехкратую выходную мощность стереоусилителя в моновключении. Принцип мостового включения заключается в том, что нагрузка усилителя (динамик) включается между выходами стереоусилителя, а усиливаемый сигнал подается на вход одного канала усилителя в фазе, а на вход другого - в противофазе.

Автомобильный A/V контроллер
Позволяет подключить к усилителю множество источников сигнала: проигрыватель DVD, CD или MD проигрыватель, DAB или портативный телевизор - а затем переключателями выбрать нужный источник.

Управление CD/MD-чейнджером
CD/MD-чейнджер – избавляет от необходимости менять прослушиваемые диски вручную - перед поездкой один раз загружаем в кассету чейнджера десяток-другой компакт дисков (минидисков), всё что остается - кнопками управления чейнджером выбрать нужный диск и загрузить для прослушивания.

DAB
Разработанная Европейской группой EUREKA 147 система цифрового аудиовещания (DAB), обладает рядом преимуществ перед традиционными системами радиовещания, стала практически общемировым стандартом для цифрового радио.

RGB-вход
Восьмиконтактное гнездо RGB-входа предназначено для подключения автомобильной системы навигации.

Оффлайн D-Soul

  • Модератор
  • Гуру GT
  • *****
  • Сообщений: 6118
  • Репутация: +31/-5
  • Пол: Мужской
  • HONDA - It's my love
  • Автомобиль: Soarer
  • ГосНомер: A464TT
Усилитель мощности – неотъемлемый элемент акустической системы автомобиля. Усилитель мощности получает слабый сигнал от автомагнитолы, и усилят его до необходимой величины, необходимой для корректной роботы динамиков.
 
   Автомобильные усилители мощности разделяют на четыре основных составляющих:
     1. Блок питания усилителя
     2. Блок обработки входного сигнала
     3. Драйвер
     4. Блок формирования выходного сигнала
 
   Блок питания усилителя – группа электрических цепей, регулирующих и формирующих напряжение питания разных частей усилителя.

   Блок обработки входного сигнала – сглаживает сигнал, исходящий от усилителя автомагнитолы. Помимо этого блок усиливает сигнал для дальнейшей его обработки другими частями усилителя.

   Драйвер – разделяет сигнал на два разно-полярных потока и усиливает его для подальшей передачи в оконечник.

   Блок формирования выходного сигнала (оконечник) – определяет класс усилителя мощности.
 
    Различают пять классов усилителей мощности:
– Класс А. усилители такого класса не отличаются высокой эффективностью, зато предоставляют довольно чистый сигнал. Такие усилители имеют К.П.Д. - 20-30%, что говорит про 20-30 Вт выходной мощности при подаче 100 Вт . 70-80% просто теряются
электрической цепи усилителя, нагревая его детали и воздух. Усилители класса А очень редко используются в автомобильных аудиосистемах, из-за своей не эффективности и высоким ценам.
 
– Класс В. Почти в два раза эффективнее усилителя класса А. Тем не менее искажение выходного сигнала так велики что его не используют в акустических системах для автомобиля.
 
– Класс С. Имеют эффективность роботы равную 75% . однако с увеличением К.П.Д. увеличивается и искажение выходного сигнала. Из-за этого данные усилители не подходят для Hi-Fi аудиосистем.
 
– Класс АВ. Обледенили в себе чистоту сигнала класса А и относительную эффективность (немного ниже) класса В. Преобладающее число Hi-Fi усилителей относится именно к этому классу.
 
– Класс D. Самые современные усилители мощности, использующие цифровую обработку сигнала. Донные усилители очень компактны, что делает им преимущество перед всеми остальными классами. На данный момент усилители этого класса только начинают завоевывать рынок автомобильных аудиосистем.

Оффлайн D-Soul

  • Модератор
  • Гуру GT
  • *****
  • Сообщений: 6118
  • Репутация: +31/-5
  • Пол: Мужской
  • HONDA - It's my love
  • Автомобиль: Soarer
  • ГосНомер: A464TT
Автомобильный усилитель мощности звука предназначен для усиления входного звукового сигнала до нужного уровня. Усилители существуют самой разной мощности — от нескольких десятков Ватт до нескольких тысяч Ватт на канал. Соответственно, и диапазон цен довольно большой — от сорока до нескольких тысяч долларов в зависимости от характеристик.

Усилители бывают:

— моноблоки (присутствует один канал — «сабвуферный»);

— многоканальные (до 8-ми каналов).

Средняя модель автоусилителя, как правило, имеет два или четыре канала. Нередко встречаются модели и с нечетным количеством каналов — трехканальные и пятиканальные (один канал, обычно, используется для подключения сабвуфера).

Современный автомобильный усилитель мощности может содержать большой набор дополнительных функций, среди которых есть следующие:

Эквалайзер. Присутствует только в дорогих усилителях мощности для аудиофилов. Благодаря встроенному эквалайзеру можно настроить звук без потерь качества.

Кроссовер. Так называемые фильтра низких частот, фильтра высоких частот и редко — фильтра средних частот. Очень полезная функция, если ваша автомагнитола не имеет встроенного кроссовера.

Выносной регулятор баса. Достаточно удобная опция, позволяющая легко и быстро подстроить бас под любую композицию.

Регулятор уровня выходного сигнала на автомобильные динамики, так называемый “fader” (фэйдэр), которым возможно сбалансировать уровень звука по всем каналам (присутствует почти у всех усилителей).

Высокоуровневые входы. Позволяют без особых усилий подключить усилитель звука к штатному головному устройству на акустические выхода магнитолы.

Если вы собрались купить автоусилитель, то будьте готовы к тому, что не все усилители в одинаковой ценовой категории имеют одинаковую мощность. Некоторые производители автомобильной электроники сильно преувеличивают или конкретно лгут о технических характеристиках своих усилителей. Вот одна из тех причин, почему стоит обратить свое внимание на известных и хорошо зарекомендовавших себя производителей — Alpine, Audison, DLS, Hertz, Focal.

Первый качественный критерий для оценки мощности усилителя — его непрерывная номинальная мощность (RMS) при напряжении бортовой сети 12 В. Далее следует обратить внимание на такой технический параметр как «соотношение сигнал/шум». Это значение должно быть как можно выше (в среднем 95–100 дБ).

Не следует забывать и про коэффициент нелинейных искажений. Если автоусилитель используется для усиления коаксиальных или компонентных динамиков, он должен быть как можно меньше. Сабвуферный усилитель (моноблок) допускает большие значения этого параметра.

Качество автомобильного усилителя

При покупке усилителя стоит уделять большое внимание качеству сборки самого изделия. Условным показателем качества и выходной мощности считаются физические размеры и вес. Хороший автоусилитель должен быть тяжелым и иметь большой радиатор для отвода тепла. Но такой выбор довольно условный — это совсем не есть главным критерием, по которому нужно выбирать автоусилитель мощности звука. Например, Genesis выпускает серию усилителей, которые имеют тонкий корпус и небольшой вес. Благодаря высокому качеству конструкторской разработки, для этих усилителей не требуется большой и тяжелый радиатор для отвода тепла.

Если вы собираетесь купить автомобильный усилитель звука класса A–B, то важным критерием мощности сигнала на выходе усилителя будет величина допустимого тока предохранителя питания. Но такие усилители отличаются высоким выделением тепла и большим размером корпуса.

К классу D относятся так называемые «цифровые усилители мощности звука». В них размер корпуса и величина допустимого тока предохранителей практически не играет роли, поскольку в сборке применяются цифровые элементы усиления. Качество звука таких усилителей прямолинейно зависит от цены, поэтому будьте внимательны при выборе.

Если ваш бюджет ограничен, и вы твердо решили купить недорогой автомобильный усилитель мощности звука, рекомендуем обратить внимание в первую очередь на таких производителей как Power Acoustik и Boschmann. Качество звука автоусилителей этих брендов будет немного уступать дорогим решениям, но сборка и качество компонентов в этих усилителях находятся на должном уровне.

Также следует помнить и про качество соединительных (межблочных) проводов, а также толщину питающего кабеля. Выбирайте комплекты проводов в соответствии с параметрами вашего нового автоусилителя.